Что должен уметь ребенок в 4 месяца 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального разв

Развитие ребенка 4 месяца

4 месяц

Что умеет ребенок?

  • узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
  • узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
  • выводит рулады, произносит первые слоги;
  • захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
  • улавливает свое имя и реагирует на него;
  • приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
  • по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
  • выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
  • при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.

Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик, в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).

С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое отношение к окружающим.

В первые три месяца настроение малыша зависело от скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга ( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем ) позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям «взрослой» жизни.

В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.

На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите по головке, и не хочет вас никуда отпускать.

Забавные звуки

В 4 месяца большинство младенцев «просто не замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б», ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться, что малыш говорит «мама».

Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку.

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать гласные ).

Осваиваем переворот

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

Читайте также:  Скарификационные пробы Клиника НМТ

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы ( мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и осязание.

Игры-потешки

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленьку ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес ( волосы ),
  • Тут поляна ( лоб ),
  • Тут бугор ( нос ),
  • Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Развитие в 4 месяца: что умеет делать ребенок

Что должен уметь делать четырёхмесячный ребёнок? Есть ли отличия между мальчиком и девочкой в этом возрасте? Каковы желательный рост и вес новорождённого в четыре месяца? Чем заниматься и как развлекать малыша? Какие игры предложить? Рассмотрим эти вопросы, интересующие родителей с начала четвертого месяца младенца.

Рост и вес детей в четыре месяца

Важные показатели – рост и вес грудничка, которые определённым образом свидетельствуют о гармоничности его физиологического развития. Считается, что к полугоду новорождённый должен удвоить свой вес, и в 4 месяца уже можно приблизительно предположить, впишется ли он в эту норму. Календарь развития четырёхмесячного ребёнка предполагает, что весит он обычно от 5 до 8 кг. При этом по нормам ВОЗ вес девочки может находиться в пределах 5-8,2 кг, мальчика – от 5,6 до 8,7 кг. Следует знать, что ВОЗ относится к крайним значениям веса более лояльно, чем отечественные педиатры, которые более строги и предусматривают меньший разброс значений. Рост детей в это время – от 58 до 68 см. Надо учитывать, что рост и вес не должны быть оторваны от других физических и психических показателей, то есть надо смотреть, что умеет ребёнок в 4 месяца, каков его общий уровень развития.

Питание

У грудного ребёнка единственным продуктом питания в 4 месяца остаётся материнское молоко, для детей на искусственном вскармливании такую функцию выполняет адаптированная смесь, подходящая по возрасту. Вплоть до достижения полугода никаких других добавок вводить в пищу детям не нужно, грудное молоко или сбалансированная по составу смесь покрывают все потребности младенческого организма. Конечно, это относится к здоровым детям, не имеющим особенностей развития или физического состояния.

В этом нежном возрасте у деток уже могут начинать резаться зубки, которые причиняют беспокойство и тогда, когда ещё не показались над поверхностью десны. Поэтому на смену младенческим коликам, оставшимся позади, может прийти плаксивое и раздражительное поведение, связанное с новым этапом развития – ростом зубов.

Читайте также:  Внешние признаки повышенного холестерина слабость, диспепсия, отеки

Что умеют дети в 4 месяца?

Развитие ребёнка в четырёхмесячном возрасте идёт семимильными шагами. Хотя часто дети развиваются скачкообразно, и кажущаяся остановка в овладении новыми навыками и умениями оборачивается в скором времени приятными сюрпризами для родителей. К четырём месяцам большинство врождённых рефлексов угасают и на смену им приходят более осмысленные действия.

Особой разницы между мальчиками и девочками в 4 месяца ожидать не приходится, различия в уровне развития обусловлены скорее темпераментом и индивидуальным темпом созревания мышц и мозга. По данным одного исследования, восприятие мальчиков как более активных обусловлено ожиданиями наблюдателей, а не действительной разницей между поведением младенцев разног пола.

Итак, что умеют малыши в этом интересном возрасте?

    Переворачиваться. Не только с животика на бочок и спинку, но и со спины на живот. Если вдруг это важное умение всё ещё не поддалось вашему чаду, попробуйте побуждать его к переворотам с помощью яркой игрушки, голоса, займитесь тренировкой мышц с помощью грудничкового плавания или массажа.

Лежа держать верхнюю часть туловища на вытянутых ручках, опираясь на ладошки. В таком положении малышу многое видно, он живо интересуется окружающим миром.

Держать голову на одной линии с телом, не перенапрягая шейный отдел.

Ползти по-пластунски. Обычно ребёнку в этом возрасте уже удаётся немного перемещаться, подтягивая себя по направлению к привлекательной для него вещи.

Удерживать погремушку или другую удобную вещь ручкой. Причём это уже не хватательный рефлекс, связанный с захватыванием любого предмета, всунутого в ладошку, а произвольный, волевой процесс, в котором участвует желание малыша.

Понимать, как подвигать или потрясти игрушкой, чтобы услышать звук.

Реагировать на звук, голос, поворачивая голову в ту сторону, откуда он раздаётся.

Узнавать своё имя.

Агукать и лепетать, произносить звуки и слоги «ма», «па», «ба», похожие на первые слова. С радостью отзывается на эти звуки, повторённые мамой, особенно если они снабжены богатой мимикой и различной интонацией.

Различать знакомые и незнакомые лица.

Видеть предметы на расстоянии в несколько метров.

Издавать звуки разного диапазона и громкости, например, громкий визг или тихое мурлыканье под нос.

Возражать при попытке забрать у него игрушку – то, что умеет ребёнок в 4,5 месяца, но не всегда.

Доктор Комаровский о малышах 4 месяцев от роду

Врач-педиатр Комаровский Е. О. считает, что присаживать детей в этом возрасте совершенно не нужно. Хотя дети и могут какое-то время сохранять полувертикальное положение тела, находясь в мягких подушках, для развития их позвоночника такое сидение отнюдь не полезно и способно обернуться проблемами в будущем. Развитие опорно-двигательного аппарата идёт своим чередом, проходя через период ползания, который достаточно укрепляют мышцы спины для дальнейшего сидения, стояния и ходьбы.

Позиция Комаровского по поводу совместного сна и ночного кормления довольна категорична. Он допускает, что дети 4 месяцев могут прикладываться к груди 1 раз за ночь, а после 6 месяцев ночные кормления им не нужны вовсе. Оптимальным местом для сна малышей доктор Комаровский считает отдельную кроватку в комнате родителей. Далеко не всем родителям подходят такие рекомендации, не каждый ребёнок спокойно спит отдельно и ест по часам в таком нежном возрасте. В любом случае у мам и пап есть права выбора.

Развивающие занятия и игры для малышей 4 месяцев

Не стоит забывать о том, что никакие карточки и развивающие материалы не заменят живого и непосредственного общения со взрослыми. Ребёнок развивается в игре и коммуникации, связи в мозгу возникают и укрепляются далеко не только от интеллектуальной нагрузки, но и от атмосферы ежедневного принятия, заботы и ласки. Игры и занятия дополняют и обогащают простое общение, которое состоит в том, чтобы показывать младенцу предметы в комнате и на улице, рассказывать об их свойствах, цветах, издаваемых звуках. Малыши в 4 месяца активно познают мир и радуются, когда им дают такую возможность, нося на руках или в слинге. Различные занятия должны быть в радость как ребёнку, так и маме, они позволяют разнообразить повседневность. Как же можно играть с четырёхмесячным младенцем?

  • побуждайте его к ползанию и захватыванию игрушек, располагая их на небольшом расстоянии от малыша, чтобы он при небольшом усилии мог дотянуться до интересного предмета;
  • если малыш недостаточно освоил технику переворота, можно давать ему свой палец и помогать начать движение;
  • начинайте играть с ребёнком в пальчиковые игры под потешки, например, сорока-ворона, коза рогатая, ладушки, которые развивают и моторику, и эмоциональную сферу;
  • предлагайте новые яркие погремушки, мягкие мячики, обычные предметы разных цветов, но не заваливайте малыша игрушками, на освоение требуется время;
  • купите или сшейте для младенца развивающий коврик с элементами разной фактуры и цвета, пуговицами, молниями, фигурками животных. Изучать его – одно удовольствие для крохи.
Читайте также:  Мастит причины, симптомы, лечение

Какие бывают типы младенческих (инфантильных) гемангиом?

Оглавление

    1. Локальные младенческие гемангиомы
    2. Сегментарные младенческие гемангиомы
    3. Особые формы

Обычно младенческие гемангиомы (то есть гемангиомы у новорождённых и младенцев, а многие врачи используют термин инфантильные гемангиомы) появляются в первые дни или недели после рождения ребёнка. Сначала появляются первые симптомы (специалисты говорят о формах-предшественниках гемангиом) — расширенные подкожные сосуды на ограниченном участке кожи (на языке специалистов телеангиэктазия‎ ), или, например, очень бледные пятна, либо пятна ярко красного или синюшного цвета, либо изменения на коже, похожие на красные родимые пятна (врачи говорят о сосудистом невус‎ е). Классическая младенческая гемангиома при рождении ребёнка ещё не выглядит как опухоль, она становится ею спустя какое-то время.

Полезно знать: младенческая (инфантильная) гемангиома проходит через три стадии:

  1. Фаза активного роста: первая стадия длится от 6 до 9 месяцев
  2. Фаза остановки роста: размер опухоли больше не меняется
  3. Фаза регресса (постепенное обратное развитие гемангиомы, то есть опухоль начинает „рассасываться“, идёт процесс восстановления): как правило восстановление заканчивается к 9 году жизни ребёнка.

Локальные младенческие гемангиомы

90% всех младенческих гемангиом являются локальными. Это значит, что они имеют чёткие границы и вырастают из одной центральной точки.

Локальные младенческие гемангиомы делят на:

  • поверхностные кожные‎ младенческие гемангиомы. Они растут на поверхности кожи (плоские) или могут выступать над кожей (выпуклые, то есть не прорастают вглубину)
  • глубокие подкожные‎ гемангиомы. Они растут вглубину под кожей
  • комбинированные гемангиомы. То есть смешанный тип, когда младенческая гемангиома одновременно растёт как поверхностная кожная и глубокая подкожная

Обычно при рождении младенческая гемангиома ещё у ребёнка не видна. Но затем при повторных осмотрах в первые недели после рождения становится заметным небольшое пятно красного цвета. Некоторые младенческие гемангиомы не меняются на протяжении недель или месяцев. Другие начинают быстро расти и вырастают до огромного размера. Большая часть младенческих гемангиом (60%) появляется в области головы и шеи.

Сегментарные младенческие гемангиомы

Сегментарные младенческие гемангиомы (то есть в определённом участке тела вырастет обширная по площади гемангиома) встречаются реже, чем локальные. Они могут появляться как в области головы и шеи, так и в области поясничного отдела позвоночника и в области копчика. Обычно размер сегментарных младенческих гемангиом больше, чем у локальных форм. Кроме того они чаще появляются тогда, когда в организме начинается неправильное развитие сосудов или внутренних органов (в этом случае врачи говорят о пороках развития или об аномалиях развития). Характерным для сегментарных гемангиом является то, что они очень большого размера и охватывают определённый отдел (сегмент) организма. Они практически не заметны при рождении ребёнка. Но они могут вырастать очень быстро и тогда у малыша нередко появляются разные проблемы со здоровьем.

Например, сегментарные младенческие гемангиомы в области лица или в плечевой области врачи связывают с так называемом синдромом PHACES (синдром P.H.A.C.E.S. – это набор нескольких врождённых пороков, каждая буква сокращения обозначает определённый порок развития). Сначала у малыша находят аномалии развития грудной клетки, аорты, а также пороки сердца и кисты в головном мозге (на языке специалистов так называемый вариант Денди-Уолкера), а потом появляется сегментарная гемангиома. Другим осложнением является склонность к образованию язв и склонность к частым инфекция‎ м.

Гемангиомы, которые вырастают в промежности, являются частью синдромов PELVIS (в области таза) и SAKRAL (в области крестца). Они сопровождаются кожными наростами, а также аномалиями развития мочевого пузыря, спинного мозга и оболочек спинного мозга, неправильным развитием ануса.

В редких случаях младенческие гемангиомы также могут вырастать в области внутренних органов, например, печени или почек.

Особые формы

«Врождённая быстро самопроходящая гемангиома (Rapid Involuting Congenital Hemangioma / сокращённо RICH)»:

Эти формы также могут называться врождённые быстро регрессирующие гемангиомы. Уже при рождения ребёнка они являются полностью развитыми (врачи говорят „полностью сформированными“) и быстро (по англ. «rapid«) полностью исчезают, как правило к третьему году жизни малыша (врачи часто используют термин „инволюция“, от англ. термина «involuting», что значит обратное развитие).

«Врождённая не инволюционирующая гемангиома (Non involuting congenital hemangioma / сокращённо NICH)»

Эти младенческие гемангиомы также могут называться врождённые нерегрессирующие гемангиомы. Они самостоятельно не исчезают, но они и не растут.

Доброкачественный неонатальный гемангиоматоз

У ребёнка на коже появляется много мелких гемангиом, которые выглядят как мелкая просо. Если у малыша более семи гемангиом, то ему необходимо выполнить УЗИ ( ультразвуковое‎ исследование) живота, чтобы выяснить, есть ли у него гемангиома печени.

Диффузный неонатальный гемангиоматоз

В этом случае у ребёнка гемангиомы появляются и на коже, и во внутренних органах (в основном, это печень, поджелудочная железа, селезёнка). Если у ребёнка есть эта форма болезни, то младенческие гемангиомы могут вырастать во всех органах.

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если одна нога короче другой » Клиника Доктора Игнатьева
Когда одна нога другой короче Часто задаваемые вопросы По программам лечения заболеваний позвоночника обязательными являются: МРТ / КТ позвоночника не...
Что делать при непереносимости лактозы — питание, лекарства — симптомы, диагностика, лечение, профил
Непереносимость лактозы Сущность болезни и частота проявления Причиной непереносимости лактозы, или гиполактазии, является неспособность человеческого организма производить достаточно лактазы, то...
Что делать при отравлении Статьи
Боль внизу живота Боль, которая локализуется внизу живота, возникает между грудными и тазовыми областями. Воспаление или заболевания, которые поражают пищеварительные...
Что делать, если очень мёрзнут ноги Причины замерзания ног, читайте в статье от магазина
Почему мерзнут руки и ноги — не только из-за холода Вам постоянно говорят, что у вас ледяные руки? Причина может...
Adblock detector