Что такое незрелость головного мозга у новорожденных детей

Эй, малыш, почему молчишь?

Екатерина Курусь
Эй, малыш, почему молчишь?

ЭЙ, МАЛЫШ, ПОЧЕМУ МОЛЧИШЬ?

В последние годы и родители,и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Грамотные, внимательные родители задаются вопросом, почему ребёнок «молчит», уже тогда, когда замечают у него отсутствие лепета, гуления или наличие слабого крика. Менее осведомлённые обращаются к специалистам гораздо позже, когда ребёнок уже должен говорить слова или фразы. Своевременное лечение задержки речевого развития это залог успешного развития ребенка.

В чём же причина задержки или отсутствия речи? И к кому обращаться с проблемами речи?

Традиционно идут к логопеду. Но логопед – это учитель. Почему самый замечательный учитель в школе не может сделать всех своих учеников отличниками? Потому что у всех детей разная зрелость мозга, разное исходное состояние центральной нервной системы, на которое накладываются знания. Надо помочь мозгу «дозреть». Логопед может исправить «фефекты фикции» (дефекты дикции, как сказал герой Ролана Быкова, но это лишь верхушка айсберга. Суть речевых проблем в неполноценности и незрелости речевых структур головного мозга (коры и подкорки). Надо в первую очередь лечить и корректировать, а потом уже учить. Отдельной строкой хочется остановиться на том, что сейчас большой популярностью пользуются различные развивающие детские центры. Понятно желание родителей заниматься развитием своего неговорящего ребёнка, но без вмешательства врачей, реабилитологов и системного подхода к проблеме здесь не обойтись.

С чего начать?Для точной диагностики патологии речи необходимо провести комплексное обследование пациента: осмотр невролога, психиатра, фониатра, консультацию медицинского психолога и логопеда, сделать электроэнцефалографию (ЭЭГ).

Есть ли выход? Есть! С помощью уникальной системы нейрореабилитации «Родись заново! или Моделирование родового стресса» можно помочь ребенку «дозреть» и восстановить незрелые или поражённые структуры и функции головного мозга. В основе системы нейрореабилитации лежит принцип активации ЦНС. В результате активации «неработающие» клетки головного мозга начинают функционировать. Ребёнок начинает говорить.

Проблемы речи могут появиться и в зрелом возрасте: распад зрелой речевой функции в результате заболевания (инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли и т. д.).При реабилитации вместе с речевыми нарушениями будут исчезать и другие проблемы: двигательные (улучшится координация, точность, сила мелкой и крупной моторики, улучшится состояние осанки) и психологические (пациенты становятся активными, раскованными, общительными).

Хотелось бы предостеречь родителей, что если речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Упущенное наверстывать сложнее. Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников. Вовремя принятые меры вернут полноценное развитие, а опоздание может стать роковым.

Консультация «Особый малыш» 15.04.2017г. Авторы: Скрыпник Дарья Вячеславовна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска МО Ейский район В настоящее время наряду с обычным.

Фотоотчет «Здравствуй, малыш!» Период адаптации — тяжелое время для малыша. Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью,.

Игра «Чей малыш» Игра предназначена для детей от 3-х лет. Предложенная игра поможет закрепить знания детей о животных и их детенышах; развить моторику рук,.

Лэпбук «Развивайся, малыш» Лэпбук «Развивайся малыш» для детей раннего возраста с 2–3 лет Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены.

Консультация «Малыш и книга» О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось ещё во времена Ярослава Мудрого. Сегодня учёные- педагоги, психологи, литературоведы,.

Почему малыш молчит? Родители задаются вопросом, как же правильно воспитать свое чадо. Вот, например, «Олег, иди кушать!» — вы зовете сына, который играет и.

Проект «Будь здоров, малыш!» Проект «Будь здоров, малыш!» Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по.

Проект «Здоровый малыш» Проект «Здоровый малыш»Авторы: воспитатели Муратова Валентина Федотовна и Журбенко Евгения Алексеевна Паспорт проекта. Вид проекта – познавательно.

Проект «Здоровый малыш» Видео Проект «Здоровый малыш» Авторы: воспитатели Журбенко Евгения Алексеевна и Муратова Валентина Федотовна Паспорт проекта. Вид проекта – познавательно.

Проект «Здоровый малыш» Проект «ЗДОРОВЫЙ МАЛЫШ». Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный. Тип проекта: творческий, практико-ориентированный. Реализация проекта:.

Если ребенок не говорит, или задержка речевого развития

Возможные причины задержки речевого и психического развития.

— Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) — очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия, в том числе ЗПРР.

— Родовая травма — чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).

Читайте также:  Ротавирусная инфекция ГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и ИЗ» МЗ КБР

— Перинатальная патология ЦНС — в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов;

— Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте — они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков — разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно, а у детей с задержками психо или речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, поэтому речевое или психическое развитие задерживается.

Что необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом.

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию: врача-невролога; детского психиатра (отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития или наоборот, поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития, это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения); психолога и логопеда; лор-врача или сурдолога (для исключения нарушений слуха, т.к. факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба).

5. При необходимости начать лечение и параллельно коррекционную работу.

Для преодоления ЗРР и ЗПРР оптимальным является комплекс процедур:

1.Ребёнку с задержкой речи нужна помощь нескольких специалистов.

Неврологи – лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

Дефектологи, психологи – занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику, корректируют поведенческие реакции.

Логопеды – помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ (большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет).

2. Основными подходами в медикаментозной терапии при ЗРР и ЗПР являются применение:

— средств, улучшающих кровоснабжение головного мозга,

— корректоров поведения (седативных),

Это препараты и биодобавки, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин, элькар, ноотропил, PC Лецитин, Стомак суппорт и т.д.), для улучшения мозгового кровообращения (препарат Гинкго Билоба Плюс, Нейро Плас), для улучшения биоэнергетического обмена (Карни Плас, Кофермент Q 10), для устранения внутричерепной гипертензии (Вита Таурин), для коррекции нарушений поведения (Релакс Комплекс, Вита Таурин); так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум, пантогам, энцефабол и т.п.) – это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка может рекомендовать только врач-невролог, самолечением заниматься категорически запрещается!

3. Электрорефлексотерапия или метод транскраниальной микрополяризации был разработан в центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) как способ лечения задержек речевого развития. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая – в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре – электрофорезе, это позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности, а так же уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе ряда речевой патологии у детей. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений. Эффективность такого лечения выше, чем при приеме препаратов, за счет направленного воздействия на речевые области мозга. Очень важно, что микрополяризация позволяет не только ускорить речевое развитие, но также уменьшить излишнюю двигательную активность, улучшить внимание и память, являясь дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию – основную причину задержки речевого развития.

Самые распространенные ошибки родителей.

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды – это фактически учителя. Они лишь учат ребенка – как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком, но 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). При отсутствии медикаментозной и педагогической коррекции, задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) может с возрастом перерастать в умственную отсталость — стабильное снижение интеллекта. А просто ожидание 5-летнего возраста без лечения, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Читайте также:  У нас новое исследование – УЗИ кишечника Новости сети медицинских центров «МедЛаб»

Очень часто родители не понимают всю важность проблемы своего ребёнка и отказываются идти в специализированные ДОУ, когда это рекомендует логопед или психолог, даже не задумываясь, что просто логопед не решит их проблему, что нужны совсем другие условия и среда, специалисты, программа.

В настоящее время существуют специальные детские сады, куда можно обратиться родителям, детей со сложными нарушениями речи, за помощью: ДОУ компенсирующего вида, ДОУ комбинированного вида. В таких дошкольных образовательных учреждениях помимо основной общеобразовательной программы общеразвивающей направленности также реализуются программы коррекционной направленности с учетом специальных потребностей воспитанников. Так же хочется отметить, что количество детей в специальных речевых группах почти наполовину меньше, чем в группах общеобразовательного ДОУ, а педагогический состав, в основном имеет специальное образование, для более эффективной коррекционной работы именно с детьми с проблемами в любом развитии.

Практические рекомендации родителям детей с ЗРР.

Работа с такими детьми начинается с их родителей, п.ч. они по-разному относятся к этому, не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это по-разному: он все понимает, только ленится; он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил; с мальчиками всегда так. Действительно, сегодня многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет, но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, изменения в развитии есть.

Что же делать? Советы родителям:

O Обязательно проконсультироваться со специалистами медицинского учреждения: невропатолог, логопед (дефектолог), ЛОР.

O Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.

O Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку, Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.

O Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

O Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.

O Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Вместе удивляйтесь увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.

O Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

O Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.

O Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.

O Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один — много).

O Стимулируйте речевое развитие малышей, путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук «Пальчиковая гимнастика», игры типа «Сорока-белобока». В старшем возрасте, начиная с двенадцати месяцев, кроме «пальчиковой гимнастики» надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т.п.

Что такое незрелость головного мозга у новорожденных и какие признаки на нее указывают?

Родители новорожденного могут быть обескуражены фразой, которую педиатр на первом осмотре после выписки из роддома может «бросить» мимоходом – «незрелость головного мозга». Бурная фантазия новоиспеченной мамы сразу начинает рисовать ужасные картины невероятных страданий малыша, мозг которого по каким-то причинам оказался недозревшим. Что это такое и нужно ли волноваться, мы расскажем в этой статье.

Что это такое?

Начать нужно с того, что соответствующего диагноза в медицинских учебниках, справочниках и энциклопедиях вы не найдете, как ни старайтесь. Такого диагноза не существует. Разберемся, о чем ведет речь участковый педиатр.

Доктор имеет ввиду совершенно физиологические состояние, которое считается вполне нормальным для новорожденных: незрелость коры головного мозга свойственна 100% малышей, которые едва появились на свет. Проблемы на уровне ученых и медиков по большому счету не существует, она есть только в головах молодых мам, которым кто-то из докторов (педиатр или специалист УЗИ на обязательном скрининговом комплексном исследовании в 1 месяц) говорят о том, что у ребенка есть «признаки незрелости мозга».

Маме, которая услышала подобное, лучше все это пропустить мимо ушей, не создавая психологических проблем себе и ребенку, ведь от нервной и издерганной мамы ребенок не набирается спокойствия и умиротворенности. Незрелая кора головного мозга — это всего лишь один из признаков общей незрелости новорожденного.

У него незрелая система пищеварения и нервная система, незрелая мышечная ткань и органы чувств. Мозг наравне с другими органами новорожденного малыша нельзя назвать зрелым.

Читайте также:  Симптомы и лечение колита

Кора головного мозга уникальна сама по себе. Благодаря ей человек обладает такой отличительной от животных чертой, как сознание. Кора «отвечает» за эмоции, чувства, за умственные и интеллектуальные способности, за образное мышление, за коммуникативные способности, речь и лексикон, за способность анализировать, помнить, сопоставлять, распознавать. Именно эта часть мозга «славится» своими извилинами и бороздами, именно она полностью в ответе за индивидуальные качества, характер и темперамент человека. Кора делает его уникальной личностью.

Кора формируется во время внутриутробного развития, но с рождением ребенка процессы формирования не заканчиваются. А потому заключение доктора о незрелости коры для новорожденного — не более, чем признание естественного факта, вполне нормального. Вот если такое заключение будет вынесено в отношении 25-30 летнего человека, повод для волнения у его близких будет веский. Но это уже совсем другая история, не имеющая к малышам никакого отношения.

Примечательно, что ни в одной стране мира такого диагноза малышам не ставят принципиально, считая это верхом непрофессионализма. И только в российской педиатрии почему-то пугают новоиспеченных мам, которым и без того довольно сложно и тревожно живется на этом свете.

Чаще всего врач говорит о нейрофизиологической незрелости мозга малыша, поскольку доктору очень нужно хоть что-то сказать, чтобы объяснить родителям, почему малыш плохо координирует движения ручек и ножек, почему он много кричит и мало спит, почему срыгивает и мучается коликами.

Ответ на все вопросы универсален и прост — кора мозга не созрела в достаточной мере. Опасно ли это? Нет, если доктор имеет в виду именно функциональную незрелость.

Если же врач под этим странным и загадочным термином подразумевает некоторые неврологические нарушения у конкретного младенца — вопрос другой. Поэтому услышав такой диагноз, не теряйтесь и обязательно уточните у доктора, что именно он имеет ввиду.

Возможные нарушения — причины

Если доктор говорит о морфологической незрелости мозга малыша в контексте некоторых нарушений, которые он обнаруживает на осмотре, то правильнее ставить конкретный неврологический диагноз, чего многие доктора стараются избегать: детская неврология очень сложна и не всегда очевидна даже для доктора, а брать на себя ответственность за ошибку никому не хочется.

Чаще других вердикт о наличии незрелого мозга слышат родители недоношенных детей. Им еще раз рекомендуется перечитать статью с самого начала, сделав существенную поправку на то, что все органы и системы недоношенного ребенка еще более незрелые, чем органы доношенного младенца.

Нередко такое заключение слышат молодые мамы, которые во время беременности прошли через различные патологии, проживали в местности с неблагоприятной экологической обстановкой (хотя сейчас каждую беременную роженицу можно смело относить к такой группе риска, за исключением мам, которые живут в отдаленных поселениях глубоко в тайге).

Если невролог увидит в карточке ребенка такие записи, как «внутриутробная гипоксия», «резус-конфликт», «затяжные роды» (как вариант — «стремительные роды»), он всенепременно найдет у ребенка гипертонус, вялость, сонливость, крикливость или иные признаки того самого загадочного «заболевания» – незрелости головного мозга.

Бесспорно, есть ситуации, в которых у детей действительно есть аномалии развития головного мозга, которые никак не связаны с его возрастными особенностями: врожденные пороки развития отделов и участков коры, недоразвитие или отсутствие долей, сглаживание извилин и борозд. Но такие состояния имеют вполне существующие в справочниках медицинские названия, которые доктор должен огласить после детального и внимательного изучения состояния ребенка (проводятся обследования, такие, как УЗИ, МРТ, КТ).

Последствия и лечение

Если с формулировками и причинами все более-менее понятно, то пора поговорить о том, что волнует мам больше всего — какими могут быть последствия. Ровным счетом никакими, если речь идет о самой распространенной физиологической незрелости. К 5 годам кора головного мозга малыша завершит формирование, а к окончанию пубертатного периода она станет официально считаться вполне зрелой. Никакого лечения не требуется: ребенок, окруженный заботой и любовью, вырастет и «дозреет» вполне естественным путем.

Если доктор говорит о конкретной патологии мозга, после формулировки точного диагноза, на котором мама должна настоять, назначается курс лечения исходя из ситуации и конкретной аномалии.

В большинстве случаев массаж, гимнастика способствуют снятию многих неврологических проявлений без вреда для ребенка в будущем. При врожденных пороках развития мозга прогнозы зависят от степени функциональных нарушений, но к незрелости это опять же не имеет отношения.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский утверждает, что незрелость коры мозга для новорожденного — диагноз, который никогда не поставит уважающий себя врач. Именно незрелость мозга важна для малыша в первые 3-4 месяца его жизни, ведь она обуславливает врожденные рефлексы — хватательный, ползательный, рефлекс опоры, автоматической ходьбы и ряд других. По ним врачи судят о нормальности развития ребенка, а потому явление, которое является их основой и предпосылкой, считать болезнью никак нельзя. Если, конечно, речь идет не о чаде школьного возраста.

О том, как помочь крохе, если он отстает в развитии, расскажет детский невролог в следующем видео.

  • Новорожденный
  • Рефлексы
  • Шкала АПГАР
  • Когда начинает слышать и видеть
  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ссылка на основную публикацию
Что такое гормон андроген у мужчин и женщин
Травы, понижающие андрогены — на что способны растения при бесплодии? Считается, что растительные антиандрогены и их комбинации могут помочь в...
Что с точки зрения психологии могут означать такие привычки, как кусание ногтей, губ, обдирание кожи
Почему мы кусаем губы Вредная привычка грызть губы есть у многих. Одним такое действие помогает успокоиться, а другим убрать огрубевшую...
Что скрывает кровь как по анализу «прочитать» болезни — МК
Общий (клинический) анализ крови развернутый Описание Подготовка Интерпретация результатов Лейкоциты (WBC, White Blood Cells) Лейкоциты — белые кровяные тельца, образующиеся...
Что такое двойная матка или как девушки родили детей с разницей в два месяца ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
Удвоение матки Удвоение матки – это разновидность порока развития матки, при котором происходит частичное или полное анатомическое разделение маточной полости...
Adblock detector