Чувство неполноценности по у

Комплекс неполноценности и комплекс превосходства

Ключевые слова (теги): Адлер, психоанализ, комплекс неполноценности

Оценка посетителей сайта: 10.00 (проголосовало: 1)

Каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда как прошлое указывает на характер неполноценности или неадекватности, которую мы стараемся преодолеть. Вот почему комплекс неполноценности нас больше интересует в начале, в то время как комплекс превосходства нас интересует в его динамике, развитии. Более того, эти два комплекса естественным образом связаны. Нас не должно удивлять, если в случае, в котором мы рассматриваем комплекс неполноценности, мы обнаруживаем более или менее скрытым комплекс превосходства. С другой стороны, если исследуем комплекс превосходства в динамике, мы всякий раз находим более или менее скрытый комплекс неполноценности.

Общиеположения

Необходимоуяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства.

Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения.Но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом».Ихразвитие и стремление, если можно так сказать, относительны.Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, если бы…! Конечно же, это — ложь, выдумка, но все мы знаем, что человечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенно справедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле.

Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства.Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.

Этоне имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни. Следовательно, преступность — это результат комплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности.

Похожуюсимптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. Например, они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобы справиться с требованиями дела, которым они занимаются. Им кажется, что из-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они не в состоянии справиться с тем, что могли бы исполнить. Они жалуются: «Вот если бы я выспался, я бы вам показал!»

Нечтоподобное происходит с депрессивными личностями, которых мучает чувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют свою тревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь должен находиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они ни направлялись, и так далее. Близкие вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного человека.

Депрессивныеи больные люди всегда являются центром внимания в семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но, несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей — факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определенную силу и власть.(И если бы мызадались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить – младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)

Взаключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценности и превосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно к нормальным людям. Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть у каждого человека. Оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей. Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым. У нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств..

Читайте также:  Вред и польза Кока-колы для организма при частом употреблении

Количество статей: 2

Блоггерам — код красивой ссылки для вставки в блог Информация об авторе: А. Адлер
Опубликовано: September 20, 2003, 7:26 pm

Комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру

Бессознательное всемогущество

Альфред Адлер — выдающийся австрийский врач, невропатолог, психиатр и психолог. Работал вместе с Зигмундом Фрейдом над основами психоанализа. Человека Адлер рассматривал с точки зрения его индивидуальности, считая личность цельной системой, потому-то его подход и получил название индивидуальной психологии.

Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым, порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности.

Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом – чувство общности. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».

Вот как резюмирует свои рассуждения сам Альфред Адлер:

1. В понятии «жизнь» уже содержится органический и душевный модус, который повсюду предстает перед нами в качестве «внутренней потребности к установке цели». Поскольку жизнь требует от нас действия, то тем самым душевная жизнь принимает характер, соответствующий конечной цели.

2. Постоянное стремление к достижению цели обусловлено у человека его чувством неполноценности. То, что мы называем влечениями, уже представляет собой ориентированный на цель путь; желания же, несмотря на свои внешние противоречия, накапливаются, чтобы проникнуться этой единой целью.

3. Так же как неполноценный орган создаёт невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, – так и душа ребёнка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности.

4. Изучение душевной жизни в первую очередь должно считаться с этими пробными попытками и напряжением сил, проистекающими из конституционально данных реалий и пробных, а затем в конечном счёте испытанных действий, в которых человек использует среду в своих целях.

5. Поэтому любой душевный феномен следует понимать лишь как частное проявление единого жизненного плана. Все попытки проникнуть в сущность детской душевной жизни через анализ явления, а не его контекста можно объявить неудачными. Ибо «факты» детской жизни никогда нельзя рассматривать как готовые – они представляют собой подготовительные по отношению к цели действия.

6. В соответствии с этим, ничего, однако, не делается просто так. Как наиболее важные мы хотим выделить следующие руководящие линии.

а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;

б) сравнение себя со своим окружением;

в) накопление знаний и навыков;

г) ощущение враждебности внешнего мира;

д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.

Воображение:

е) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);

ж) использование слабости;

з) откладывание решений, поиск «укрытия».

7. Непременным условием этих направляющих линий является исключительно высоко поставленная цель, всемогущество и богоподобие, которая, чтобы быть действенной, должна оставаться в бессознательном. Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся совершенно очевидными, понятными, человек больше ей не подчиняется, он может устранить её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного сближения с объективными требованиями общества.

В соответствии с конституцией человека и его опытом эта цель облачается в самую разную одежду и в этой форме, в том числе форме психоза, может быть осознана. Бессознательность этой цели достижения власти продиктована её непреодолимым противоречием с реальным чувством общности. Из-за недостатка осмысленного проникновения в неё и вследствие всецелой одержимости человека потребностью к власти едва ли можно ожидать, что она будет понята без посторонней, компетентной помощи.

Читайте также:  Температура перед месячными!

8. Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина – женщина», «низ – верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.

9. Все эти явления принимают у невротика острую форму, поскольку пациент вследствие своего состояния борьбы и своей своеобразной апперцепционной схемы уклоняется от какой бы то ни было серьёзной ревизии своих ошибочных детских суждений. В чём ему очень помогает его подкреплённая этим солипсистическая точка зрения.

10. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что любой невротик ведёт себя так, как будто ему всё время надо доказывать своё превосходство, к тому же почти всегда своё превосходство над женщиной».

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • основные понятия, сформулированные А. Адером применительно к развитию личности;
  • • специфику семейной ситуации в зависимости от порядка рождения ребенка, сформулированной в рамках теории А. Адлера;

уметь

• анализировать поведение ребенка с точки зрения его жизненного стиля по А. Адлеру;

владеть

• навыками анализа практического применения теории А. Адлера.

Введение в теорию развития личности А. Адлера

Теория А. Адлера, с одной стороны, является развитием оснований психоаналитической теории 3. Фрейда, с другой – представляет собой оригинальную психологическую концепцию развития человека. По мнению А. Адлера, развитие человека обусловлено не столько инстинктами (как утверждал 3. Фрейд), а целями, на которые человек направлен. Адлер говорит, что каждый стремится к какой-либо цели, и именно это и определяет его развитие. При этом цель может быть реальной или идеальной. А. Адлер приводит следующий пример идеальной цели: люди могут выстраивать свою жизнь, исходя из убеждения, что напряженная работа и немного везения позволяют достичь в жизни почти всего. Адлер полагает, что такое утверждение лишь кажущаяся реальность, поскольку многие напряженно работающие люди не получают того, что заслуживают. Но в любом случае развитие человека связано не столько с прошлым, сколько с настоящим. Иными словами, человек больше обеспокоен тем, что случится в будущем, нежели тем, что уже произошло в прошлом.

Комплекс неполноценности

Не секрет, что многие люди страдают различными заболеваниями, которые обусловлены врожденными дефектами тех или иных органов. А. Адлер обратил внимание на то, что человек старается компенсировать слабость, неполноценность больного органа тем или иным образом (как правило, с помощью продолжительных тренировок). Однако, по мнению Адлера, не только физическая слабость или заболевание, но и всякое психологическое переживание несостоятельности могут относиться к понятию неполноценности.

Альфред Адлер полагал, что чувство неполноценности тесно связано с детством. Дело в том, что довольно долгое время ребенок зависим от родителей, ведь без их помощи он просто не выживет. И уже этот ранний опыт, по мнению Адлера, вызывает у ребенка глубокие переживания собственной неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении. Ребенок не только слаб и беззащитен, дело в том, что отношения между детьми полны напряженности и агрессии. Пока ребенок растет, он постоянно переживает чувство неполноценности, поскольку все время встречается с новыми ситуациями, к которым он не готов. Ощущение неполноценности влияет и на девочек, и на мальчиков. Оно обусловлено не эдиповыми проблемами, а является следствием неравенства социальных ролей.

По мнению А. Адлера, когда человек ощущает свою неполноценность в той или иной сфере, он старается всеми силами преодолеть ее, т.е. стремится к превосходству. Таким образом, развитие ребенка обусловлено именно таким ощущением неполноценности, которое заставляет стремиться к более высокому уровню развития. Точнее сказать, ребенок самостоятельно устанавливает для себя идеальную цель, к которой в дальнейшем стремится. Переживание собственной неполноценности и неудач во взаимодействии с другими людьми особенно характерно для подростков. Они могут направленно испытывать себя, заниматься различными физическими упражнениями и т.д. Но аналогичные переживания встречаются у детей и в дошкольном возрасте. Ребенок может остро переживать ситуацию, в которой родитель насильно возьмет ребенка за руку и буквально оттащит его от интересного занятия. Можно наблюдать, как многие дети сопротивляются этому, но поскольку взрослый физически сильнее ребенка, это рождает у ребенка чувство неполноценности, неравности. Конечно, ребенок может быстро забыть такую ситуацию, но если она будет часто повторяться, то у него возникнут устойчивые переживания, что вызовет изменения в детском поведении. Поскольку у ребенка не будет уверенности в возможности завершения начатого дела (он будет все время ожидать, что его прервут в любой момент), сама детская активность обесценивается в глазах ребенка, и даже если у ребенка много разных, на первый взгляд ярких и интересных игрушек, они не будут вызывать у него радости и стимулировать его активность (потому что в целом детская активность будет снижена). Здесь нужно специально отметить, что игра с предметом предполагает развитие особого плана детских представлений, в которых ребенок удерживает очень сложные отношения между предметами. Например, когда ребенок берет машинку, он может воображать себя шофером и придумывает маршрут своего движения. С появлением тревоги этот план нарушается, и машинка становится просто объектом, с которым никак не связываются детские переживания. Вместо детских образов, связанных с предметами, в ситуации устойчивого переживания тревоги у детей могут появляться совершенно другие, пугающие представления, которые будут воспроизводиться в сновидениях. В результате ребенок будет бояться оставаться один и ложиться спать.

Читайте также:  Чувство голода и повышенный аппетит при сахарном диабете

Итак, с точки зрения Л. Адлера, цель, к которой стремится человек, – это стремление к превосходству. Стремление к превосходству, по Адлеру, имеет отношение не к социальному статусу и не к лидерским качествам, а к желанию преодолевать себя, самосовершенствоваться. Это стремление и является причиной развития. Таким образом, ребенок от рождения преследует цели. Как правило, сначала они носят индивидуальный характер, и лишь со временем приобретают отнесенность к обществу в целом.

Если же все старания человека окажутся неудачными, то у него появится постоянное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности. А. Адлер выделял три основные причины, которые могут обусловливать его появление: физическая неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.

У детей с врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С этим явлением мы сталкиваемся особенно ярко, когда в группу детского сада приходит ребенок с каким-либо физическим недостатком. Прежде всего бросается в глаза пассивность таких детей. Во время детских игр они остаются в стороне и только наблюдают за действиями других. В этом случае педагогу важно найти такие виды активности, в которых ребенок может быть успешен, и объединить в этом процессе несколько детей. Педагог должен не просто ободрять ребенка. Его реальная задача заключается в том, чтобы обеспечить реальную успешность этого ребенка в ходе какой-либо совместной деятельности. Не менее важно, чтобы родители других детей не подчеркивали физические недостатки такого ребенка, а говорили о том, что в жизни могут быть разные обстоятельства. Физические качества, безусловно, важны, но главное то, насколько человек чуток, насколько он способен понимать и помогать другим людям (при этом желательно найти какое-то конкретное позитивное умение и оценивать вместе с другими детьми достижения такого ребенка).

Комплекс неполноценности может возникать и у физически здоровых детей. Так, если родители будут постоянно поощрять какие-либо действия или качества детей, то у них возникнет ощущение неполноценности, связанное с неуверенностью в собственных силах, поскольку за них все делали взрослые, а сами они не имели возможности преодолевать те или иные жизненные препятствия.

В случае же родительского пренебрежения детьми отвержение может восприниматься детьми как нежеланность, что безусловно будет способствовать развитию комплекса неполноценности. Такие дети и в дальнейшем не будут уверены в том, что они достойны любви и уважения со стороны других людей.

Важно заметить, что, по мнению А. Адлера, дети, обладающие комплексом неполноценности, могут использовать различные средства для собственной защиты. Например, в качестве такого оружия может служить недержание мочи. Фактически ребенок возвращается на тот уровень, когда еще он не овладел регуляцией мочеиспускания, т.е. когда мать и другие ближайшие родственники заботились о нем.

В этот период ребенок находился в центре забот и внимания окружающих. При этом от самого ребенка не требовалось никаких внутренних усилий, чтобы оставаться в центре внимания. Говоря иначе, ребенок не должен был ничего преодолевать.

В этом случае педагогам и родителям необходимо понять, что стоит за подобным нарушением. Если это комплекс неполноценности, то нужно начать с формирования у ребенка мужества, поддержания веры в свои силы и способности, и ни в коем случае не запугивать его. Подобные дружеские отношения создадут основу для того, чтобы ребенок смог пробовать свои силы в решении различных жизненных задач. Взрослый должен давать ребенку возможность самостоятельно приходить как к правильному ответу, так и к ошибкам. Если ребенка постоянно «одергивать», говорить, что он выбрал неправильный способ, – это только увеличит детскую нерешительность. Цель взрослого – убедить ребенка в том, что всего, чего он еще не достиг, можно добиться трудолюбием, усилием и волей.

Однако на основе стремления к превосходству у человека может развиться комплекс превосходства – постоянное чрезмерное стремление превосходить окружающих как реакция на появление чувства неполноценности. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Например, человек может постоянно показывать окружающим, что он умнее других. Если он разбирается в какой-то конкретной теме, то он постоянно будет переводить на нее разговор, чтобы демонстрировать свою эрудированность. Человек, обладающий комплексом гиперкомпенсации, по мнению А. Адлера, часто хвастлив и высокомерен.

Ссылка на основную публикацию
Что такое физраствор Польза физиологического раствора при ингаляциях
Физраствор для ингаляций в небулайзере В последние годы в пульмонологии набирает популярность сравнительно новый вид лечения бронхолегочных больных, использующий современные...
Что такое НЛП и в чем оно переоценено
Алена Чечулина Психолог. Преподаватель Института Психотерапии и Клинической психологии. Тренер НЛП. Партнер в Top Communication Academy. Действующий адвокат. Изучение права...
Что такое ожирение Сургутская городская клиническая поликлиника № 4
Что такое ожирение? Ожирение представляет собой заболевание, основным признаком которого является избыточное накопление жировой ткани в организме (у мужчин более...
Что такое шизофрения и как она проявляется причины
Как начинается шизофрения и почему ее так легко не заметить? Николай Вороновский подготовил важнейший материал, который может спасти вас или...
Adblock detector