Сенсорная интеграция — StopAutism

Статья «Дисфункция сенсорной интеграции»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Статья «Дисфункция сенсорной интеграции»

В тихом саду замолчал соловей,
Падают капли во мраке с ветвей,
Пахнет черёмухой. (И.А. Бунин
)

Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это один из способов сбора мозгом информации от всех органов чувств об окружающем мире. Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно вести себя в разных ситуациях и формирует базу для обучения и социализации. Нарушение сенсорной интеграции может проявиться довольно рано. Если ребенок позднее сверстников перевернулся, сел, пополз, взял игрушку и т. п. Это может говорить о нарушении сенсорных процессов. Такому малышу будет трудно ориентироваться в пространстве, концентрировать внимание, могут появиться проблемы во взаимодействии со сверстниками. Задержка речи так же свидетельствует о нарушении сенсорной интеграции.

Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, если он не может понять, что именно он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, в дальнейшем это будет плохо сказываться на способности к обучению. Внимательный родитель все эти странности отметит и будет воспринимать как первый «звоночек».

Дети очень восприимчивы к внешним раздражителям. Ребенок отказывается от шерстяного свитера, вздрагивает от громких звуков и избегает яркого света? Малыша укачивает в транспорте и на качелях? Есть проблемы с координацией – часто падает и с видимым трудом поднимается по лестнице? Бьется головой, чтобы привлечь внимание и показать недовольство? Избегает тактильного контакта, отдергивает руку от прикосновений? Опасно думать, что так и должно быть, «перерастет» — необходимо оперативно заняться сенсорным развитием.

Пристального внимания требуют ситуации, когда:

ребенок путает право – лево, верх – низ;

меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;

раскачивается на стуле; поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
не может удержать взгляд на движущемся предмете; постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;

часто падает или неловок в спортивных играх; выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;

закрывает уши от громких звуков;

отдергивает руку от прикосновений;

не любит играть с детьми, старается больше быть один;
нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;

Все эти моменты связаны с нарушением способности к обработке сенсорной информации.

Ты слышишь миллионы ненужных звуков. Если бы я все это слышал, я бы сошел с ума. («Страна глухих»)

Внешние раздражители передают мозгу сенсорные импульсы ежесекундно еще до момента появления ребенка на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки. В норме – если малыш растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. Если же в перинатальном периоде или при родах ребенок страдал от гипоксии, к примеру, что привело к повреждению ствола мозга, мозжечка, другим органическим поражениям ЦНС или же ребенок попадает в условия сенсорного дефицита – у него неизбежно развивается дисфункция обработки сенсорной информации. И это, вне всякого сомнения ,влияет не только на его самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах еды слишком резкий, тактильные рецепторы плохо помогают глотать, а низкая чувствительность к внешнему дискомфорту мешает чувствовать голод. Ведь все, что мы знаем об этом мире, нам сообщают наши чувства, наши органы чувств.

Основной задачей ребенка до 7 лет является формирование и улучшение сенсорной интеграции — достаточно одного типа нарушения, чтобы значительно осложнить жизнь и ребенку, и родителям. И нормотипичному ребенку нелегко концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, одежда раздражает, свет люминесцентных ламп режет глаза. Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут осознанно корректировать ситуацию. У детей же – мы говорим о случаях выраженной сенсорной дисфункции — это моментально сказывается на поведении. И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны.

До 90% детей с аутизмом страдают от дисфункции сенсорной интеграции, заставляющей их, по мнению окружающих, чрезмерно остро реагировать на те или иные раздражители, которые нормотипичные люди произвольно игнорируют. При необходимости вмешательство по сенсорной интеграции может дополнено другими мероприятиями, методами, такими, как слуховая терапия, психологическое сопровождение, занятия с логопедом.

Реакцией на пугающую действительность могут быть плач, крик, раздражение, повышение двигательной, речевой активности, истерики. Обычно данный вид расстройства встречается у аутистов — гипер- или гипосенситивность к звукам, запахам, зрительным раздражителям. Гиперчувствительность к прикосновениям родителей, зрительному контакту с другими людьми может вызывать нервозность. Ребенок в спектре часто боится воды, капель дождя и каждое купание приносит ему и его родителям стресс. Стрижка, причесывание вызывает аналогичную реакцию. Повышенная чувствительность кожи приводит к непереносимости швов на одежде, вплоть до отказа носить вещи — они приносят физический дискомфорт. Малыш избегает, например, клея, красок – они могут испачкать руки. Часто он боится ходить босиком по песку, траве. Но есть и обратные ситуации — гипосенситивность проявляется в стремлении маленького человека потрогать все окружающие предметы, характерна любовь к играм в грязи, пренебрежение к гигиене, таскание в рот разных несъедобных вещей, игнорирование порезов, ссадин, снижение чувствительности к уколам. Возможна низкая тактильная чувствительность – малыш не понимает, до какой части его тела дотронулись. Отсутствуют навыки одевания, освоение бытовых навыков ребенком с РАС – это проблема; иногда имеется страх темноты.

Таким образом, нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей детей с ранним детским аутизмом. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалии. Это защита – ребенок единственно доступным ему способом старается снизить болезненные ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией. При условии нормального развития ребенок в состоянии видеть предмет, слышать его название, одновременно ощупывать его и понимать, что именно о нем идет речь. Для ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции понять, о чем с ним говорят, если одновременно к нему прикасаются, невозможно – он либо слышит речь, либо чувствует прикосновение. Восприятие сигналов из окружающей действительности имеет моноканальный характер – из многообразия сенсорных сигналов ребенок вычленяет один, значимый для него, поэтому мир вокруг такой пугающе хаотичный и раздробленный.

Как уже было упомянуто выше, дисфункция сенсорной интеграции может быть вызвана двумя основными причинами:

ребенок перегружен сенсорной информацией, ее слишком много;

ребенок жаждет чувственной информации, недополучает ее.

В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. Желая избежать дискомфорта ребёнок пытается оградить себя от нежелательных воздействий, выстраивая систему пассивных (уход в себя, отрешённость) или активных (физическое сопротивление) защит от внешнего вмешательства и формируя избирательность к сенсорным стимулам «от противного»: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, чего боится. Ребенок избегает зрительного контакта, большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, скован и осторожен в движениях. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами – например, выстраивание машинок в «рядочки», взмахи рук – «крылышки», застывания в определенных странных позах, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, гиперфункция сенсорной интеграции проявляется в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.

Иногда ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным.

Мечтая создать науку о психологическом влиянии запахов, Дориан изучал действие разных пахучих корней и трав, душистых цветов в пору созревания их пыльцы, ароматных бальзамов, редких сортов душистого дерева, нарда, который расслабляет, ховении, от запаха которой можно обезуметь, алоэ, который, как говорят, исцеляет душу от меланхолии. («Портрет Дориана Грея»)

Основой для диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка. Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их преодоление – это комплекс специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами:


— развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве

— развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

— развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей

— повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании.

В России проблема сенсорной интеграции детей с нарушением аутистического спектра стала изучаться сравнительно недавно. Во многих образовательных учреждениях открываются сенсорные комнаты и сенсорные уголки, направленные на реализацию методов сенсорной интеграции. Они представляют собой искусственно созданную среду, где ребенок, пребывая в комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста включается в исследование. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Читайте также:  Список продуктов кормящей маме (что можно и нельзя есть при грудном вскармливании) ~ Я happy МАМА

Также упражнения для преодоления сенсорных нарушений проводятся непосредственно во время занятий. В нашей стране ещё очень мало специалистов, работающих над проблемой помощи в сенсорной интеграции детям с расстройством аутистического спектра.

Проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Родители часто вызывают у детей сенсорные перегрузки зрения и слуха и сенсорный голод всего остального. Виной тому чрезмерное присутствие в быту телевизора и прочих гаджетов. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать практику дошкольного воспитания, т. е. использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.

4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

Внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому имеет смысл сделать акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, яркая и динамичная, стимулирует активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта.
Конечно же, требует доработки и дополнения предметно-развивающая среда — мелким игровым материалом, условиями для экспериментирования с водой, емкости разной формы для вылавливания предметов; рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, разных цветов; сенсомоторные коврики с различными деталями шнуровки.

Необходимы пособия для развития речи, разрезные картинки, разрезная азбука.

В особых условиях — использование различных утяжелителей для рук и ног.

Все эти игры и пособия направлены на развитие ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции. Во взаимодействии с педагогом, ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную, слуховую чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Д етям с нарушением тактильной сферы и нарушением координации движений показаны игры с массажным оборудованием, игры с прищепками, утяжелители для рук, что помогает подготовить руки к письму; детям с недостаточной зрительной чувствительностью — игры с яркими зрительными стимулами и т.д. Главным ожидаемым результатом подобных занятий является улучшение способности к коммуникации и эмоционального фона.

Использованы материалы:

Нейро-логопедического центра «Выше радуги»;

« Ассоциации Специалистов Сенсорной Интеграции»;

Портала « MedAboutMe » («Медицина обо мне»).

Вопрос-ответ. В чем особенности сенсорного восприятия при аутизме?

Причина многих симптомов аутизма — нарушения в сенсорном восприятии

У многих людей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.

Как работают наши чувства

Наша центральная нервная система (мозг) воспринимает все сенсорные данные, которые мы получаем, и помогает нам организовать, расставить приоритеты и понять информацию. Мы отвечаем с помощью мыслей, чувств, двигательной реакции (поведения) или комбинации всего перечисленного.

Наши рецепторы, воспринимающие сенсорную информацию, располагаются по всему телу, их называют «раздражители». На наших руках и ногах расположено самое большое количество рецепторов. Большую часть времени мы воспринимаем сенсорную информацию автоматически, без необходимости её анализировать.

Люди с нарушением сенсорной интеграции – включая большое количество людей с аутизмом – испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.

Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.

«Когда я ощущаю сенсорную перегрузку, я просто замолкаю; меня как будто разрывает … это очень странно, как будто через тебя транслируют 40 телевизионных каналов».

Наши семь чувств

У человека семь чувств:

– Равновесие (вестибулярный аппарат)

– Восприятие собственного тела (проприорецепция)

Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».

Сенсорная чувствительность

Зрение

Располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Люди с РАС могут переживать следующие трудности:

Гипо (недостаточная чувствительность)

– Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.

– Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко.

– Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта.

– Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.

Гипер (чрезмерная чувствительность)

– Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.

– Изображения могут искажаться.

– Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.

«Это была миссис Марек, лицо, на котором свет лихорадочно танцевал, превращая её во что-то больше похожее на героя мультфильмов, чем на человека. Добро пожаловать в город Тун… Прошу пройти в пыточную, которую я называю своей кухней и познакомиться с моей женой, похожей на 3D мультфильм.» Гиллингем, Г. (1995), страница 51.

Слух

Это самая распространенная форма сенсерной дезинтеграции при аутизме. Проблемы со слухом могут повлиять на способность общаться и, возможно, на равновесие. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

– Способность слышать звуки только одним ухом, второе ухо лишено возможности слышать полностью или частично.

– Невозможность распознать некоторые конкретные звуки.

– Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте, а также от громких ударов по дверям или предметам.

Гипер

– Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы.

– Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на расстоянии.

– Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет к проблемам со вниманием.

«Ты слышишь шум в своей голове? Он бьется и скребет. Как будто поезд с грохотом несется сквозь твои глаза.» Пауэл, Дж. 1995, страница 41.

Осязание

Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

– Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.

– Высокий болевой порог.

– Возможно нанесение себе повреждений.

– Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.

Гипер

– Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.

– Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.

– Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.

– Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; появляется ощущение, что по моему телу проходит огонь.» Гиллингем Г. (1995), страница 3.

Вкус

Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Люди с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:

– Склонность к очень острой еде.

– Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется называется пика.

Гипер

– Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.

– Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.

Запах

Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

– Некоторые люди вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).

– Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.

Гипер

– Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к проблемам с использованием туалета.

– Такие люди могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.

«Запах собак, кошек, дезодорантов и лосьонов после бритья слишком сильный для меня, я не выношу его, а духи приводят меня в бешенство.» Гиллингем Г.(1995), страница 60.

Равновесие (вестибулярный аппарат)

Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Люди с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:

Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.

Гипер

– Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.

– Трудно остановиться во время каких-либо действий.

– Человека легко “укачивает” в транспорте.

– Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли.

Читайте также:  ХВДП - причины, симптомы, диагностика и лечение, прогноз

Восприятие собственного тела (проприорецепция)

Наше восприятие тела располагается в мышцах и конечностях и сообщает нам о положении нашего тела в пространстве и о том, как движутся те или иные части нашего тела. Люди с аутизмом могут испытывать следующее:

– Такие люди могут стоять слишком близко к другим, потому что не могут оценить расстояние между людьми и определить границы личного пространства.

– Также им тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий.

– Могут врезаться в людей.

Гипер

– Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими предметами, например, кнопками или шнурками.

– Когда человек поворачивается к чему-то, то движет всем телом.

Синестезия

Синестезия – это редкое состояние, которое проявляется у людей с РАС. Сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Например, человек слышит звук, но воспринимает его как цвет. Другими словами, он «слышит» голубой цвет.

Методы помощи

Здесь собраны некоторые примеры того, как можно помочь человеку с сенсорной дезинтеграцией. Часто даже незначительные изменения в окружающей среде могут оказать огромное влияние.

Вот три основных правила:

– Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить?

– Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием.

– Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте людям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации.

Методы помощи: зрение

Гипо (недостаточноая чувствительность)

– Необходимо повысить уровень визуальной поддержки.

Гипер (повышенная чувствительность)

– Убавить флуоресцентное освещение – вместо этого использовать приглушенные цветные лампы.

– Носить солнечные очки.

– Создать в классе так называемую «рабочую зону» – пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители.

– Использовать затемняющие занавески.

Методы помощи: звук

– Использовать визуальное сопровождение вместо звукового.

Гипер

– Закрывать двери и окна, чтобы избежать внешнего шума.

– Готовиться к походу в шумные места заранее.

– Носить затычки для ушей или наушники.

– Создать изолированную от шума рабочую зону.

Методы помощи: осязание

– Использовать тяжелые одеяла или спальные мешки.

Гипер

– Необходимо предупредить человека, что вы собираетесь его коснуться, а также всегда подходить к нему спереди.

– Помните, что кому-то объятия причиняют боль, а не приятные ощущения.

– Постепенно представляйте различные текстуры – коробка с разными материалами должна быть в доступе.

– Позволяйте людям самостоятельно совершать некоторые действия: (расчесывать волосы, мыть их) для того, чтобы они могли делать что-то так, как им удобно.

Методы помощи: вкус

Некоторые люди с аутизмом недостаточно или чрезмерно чувствительны к вкусам и могут ограничивать себя слишком пресной или слишком острой едой. Мы не включили сюда информацию о способах помощи, потому что пока человек придерживается какой-то сбалансированной диеты, это может и не быть проблемой.

Методы помощи: обоняние

– Используйте продукты с резкими запахами как награду и с целью отвлечь от сильных раздражающих запахов (например, от запаха испражнений).

Гипер

– Используйте гигиенические средства без запаха, не носите духов, попробуйте избегать любых запахов настолько, насколько это возможно.

Методы помощи: равновесие

– Занимайтесь тем, что тренирует вестибулярный аппарат. Для детей это, например, игрушечные лошади-качалки, качели, карусели. Для взрослых – можно попробовать игры в мяч, плавно подниматься по лестнице или идти по бордюру.

Гипер

– Разделяйте большие занятия на мелкие, более легкие задания, используйте визуальные подсказки, как, например, финишная черта.

Методы помощи: восприятие собственного тела

– Располагайте мебель по краям комнаты, чтобы было легче ориентироваться.

– На пол можно наклеить яркую ленту, чтобы обозначить границы.

– Используйте «правило вытянутой руки», чтобы определить комфортное расстояние между людьми. Это означает, что к человеку не нужно подходить на расстояние ближе, чем вытянутая рука.

Гипер

– Используйте упражнения, развивающие мелкую моторику, например, вышивание.

Как сенсорная чувствительность влияет на поведение

Иногда люди с аутизмом могут вести себя так, что на первый взгляд это не похоже на проявления сенсорной чувствительности – но именно она может быть скрытой причиной. Ниже показано несколько примеров того, как может вести себя человек с сенсорной дезинтеграцией и как можно действовать в таких ситуациях.

Проблема: привередливость в еде

Возможные причины: гиперчувствительность к вкусу или текстуре, неспособность почувствовать еду во рту.

Возможные решения: изменить текстуру еды, например, сделать пюре. Медленно прикасайтесь к области рта человека разными текстурами, например фланелью, зубной щеткой и какими-либо видами еды. Поощряйте активности, в которых принимает участие рот: например, свист или мыльные пузыри.

Проблема: человек жует всё, даже одежду и предметы

Возможные причины: находит это расслабляющим или ему нравится ощущение от жевания конкретного предмета.

Возможные решение: предложите трубки, не содержащие латекса, соломки или твердую жвачку (охладите их в холодильнике).

Проблема: размазывание испражнений

Возможные причины: текстура испражнений может быть приятна, а человек может быть невосприимчив к запахам.

Возможные решения: попробуйте такие продукты, как желе или кукурузная мука с водой, также можно попробовать что-то с интенсивным запахом.

Проблема: отказ носить конкретный вид одежды

Возможные причины: может не нравиться текстура или давление ткани на их кожу.

Возможные решения: можно попробовать вывернуть наизнанку одежду, чтобы не было швов, обрезать этикетки, а также позволить человеку носить ту одежду, в которой ему комфортно.

Проблема: трудности с засыпанием

Возможные причины: трудности с отключением чувств, в особенности зрения и слуха.

Возможные решения: можно использовать затемняющие шторы или тяжелые одеяла, слушать музыку, чтобы исключить внешний шум.

Проблема: сложно сконцентрироваться в классе

Возможные причины: слишком много отвлекающих моментов, например шум (разговоры, звонки, скрежет стульев по полу) или визуальные раздражители (люди, картины на стенах). Также могут быть проблемы с удержанием карандаша или ручки в руке (предмет может казаться горячим или холодным).

Возможные решения: ребенок должен сидеть подальше от дверей и окон, чтобы убавить количество раздражителей. Если возможно, то можно организовать отдельное рабочее место, отгороженное экранами или использовать мебель в классе, чтобы сконструировать отдельную зону без раздражителей. Попробуйте разные текстуры карандаша, чтобы выбрать наиболее подходящий.

Специалисты, к которым можно обратиться за помощью

Специалисты по оккупационной терапии (оccupational therapy) разрабатывают программы и могут изменить окружающую среду так, чтобы люди с сенсорной дезинтеграцией смогли жить настолько независимой жизнью, насколько это возможно.

Логопеды часто используют сенсорную стимуляцию, чтобы поощрять и поддерживать развитие речи и коммуникации.

Музыкальные терапевты используют инструменты и звуки, чтобы развить сенсорную систему человека, обычно это слух.

Сенсорные комнаты

Сенсорные комнаты могут помочь стимулировать, развивать и балансировать сенсорные системы человека. Они есть в некоторых школах, клиниках и детских садах. Также встречаются сенсорные сады. Некоторые семьи создают в своих квартирах сенсорные комнаты (или обустраивают угол в комнате, отделяя его, например, занавеской).

В сенсорных комнатах может быть:

– Стеклянные трубки с подсветкой

– Трубки с пузырьками

Оборудование, которое включается рычагами, движениями, звуком или давлением, то есть такое, которое может научить человека причинно-следственной связи между явлениями.

Оценка пользы сенсорных комнат идет в основном от личных наблюдений, так как есть только ограниченное число исследований.

Ссылки

Delacato, C. H. (1974). The ultimate stranger – the autistic child. USA: Arena Press

Gillingham, G. (1995). Autism: handle with care! Understanding and managing behavior of children and adults with autism. Arlington, Texas: Future Education Inc.

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ
статья

В последнее время все чаще используется сенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
poslednee_sensornaya_integratsiya_avtosohranennyy.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. После ее смерти в 90-х годах сенсорная интеграция также нашла своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, склонных к гиперактивности; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. В России это направление только начало получать распространение, и часто смешивается с традиционным сенсорным воспитанием.

Давайте попробуем разобраться, что же такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция — это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения . Мы учимся, перерабатывая информацию от органов чувств, воспринимающих ощущения — визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные и земное притяжение. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.

Сенсорная интеграция занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Примером того, что у мозга бывают проблемы с этим может послужить привыкание к новым очкам или одежде.

Сенсорная интеграция может заинтересовать людей, которым знакома непереносимость некоторых тканей, текстур еды, звуков, таких воздействий как езда, качание на качелях. Или которым, напротив, хорошо знакомо состояние, когда надо потереть лицо, чтобы проснуться или «разрядиться», или которым для того, чтобы заснуть, необходимо накрыться тяжелым одеялом.

В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения-слуха и сенсорный голод всего остального.

Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию .

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:

— эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

— уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;

— сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;

— раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;

— избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;

— проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:

— медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;

— испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

— боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

— пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

3. Проприорецептивная дисфункция:

— чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

— проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

— шлепают ногами во время ходьбы;

— не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;

— трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

— жуют несъедобные предметы;

— трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

— плохо удерживают позу.

4. Обонятельная дисфункция

— не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;

— проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;

— неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

5. Зрительная дисфункция

— непереносимость яркого света или же темноты;

— раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;

— плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;

— проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

6. Слуховая дисфункция

— плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;

— громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;

— ребенок не распознает определенные звуки.

7. Вкусовая дисфункция

— некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;

— предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;

— определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

  • снижение самооценки,
  • фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
  • чувство физической и психологической небезопасности,
  • трудности в освоении знаний.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.

Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

— тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

— всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

— постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

— используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.

— ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:

— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

— Игры с песком, природным материалом. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из бусинок, мелких камушков и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.

— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.

— Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

— Игры со стеклянными шариками, гидрогелем : устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности:

— мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;

— используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);

— применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;

— так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз во время НОД.

При низкой сенсорной чувствительности.

— стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

— обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;

— прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

— используем все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

— поочередные движения правой и левой руки;

— синхронные движения обоих рук;

— учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

— учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих рекомендаций:

— постараться исключить возможность отвлекаться;

— чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

— если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

— постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);

— твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

— запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Селмевит — витаминно-минеральный комплекс на каждый день для жителей мегаполиса
Селмевит 60 шт. таблетки Фасовка: N60 Форма выпуска: таб. Действующее вещество: --> Упаковка: фл. Производитель: Фармстандарт ОТС Завод-производитель: Фармстандарт-УфаВИТА (Россия)...
Секс во время беременности о чем гласит молва
Секс во время беременности: когда под запретом? Безопасен ли секс во время беременности? Этот вопрос волнует каждую пару. Если беременность...
Секс и варикозная болезнь — health info
Варикоз вен малого таза Доброго всем дня.Хотела бы поинтересоваться у кого такая же проблема как и у меня ВАРИКОЗ ВЕН...
Сельдерей — польза и вред для женщин, видео-рецепты сока, фото
Сельдерей: польза и вред Все Полезные статьи Новости Диетологии Рецепты здорового питания Каждую неделю мы публикуем статьи с ответами на...
Adblock detector