Шпаргалка для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы»

Шпаргалка для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы»

Автор: Котовская Ольга Николаевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

муниципального образования город Ноябрьск

Шпаргалка для родителей

с помощью мнемотаблицы»

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Мнемотехника — искусство запоминания

Федоренко Светлана Николаевна

Мытник Инесса Лаврентьевна

МБДОУ детский сад №27

«Микки — Маус» г.Сургут

Консультация для воспитателей

Введение

В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Он как будто сам «прилипает» и запечатлевается ими без какого-либо отбора и без всякого труда. Дошкольники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми, фамилии-вратарей и других игроков разных футбольных команд или какие-то числовые данные о силе мотора в автомобилях «Москвич» и «Жигули». По сравнению с взрослыми запоминание аналогичного материала у ребенка происходит быстрее. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, что преимущество детской памяти только кажущееся. Прежде всего, дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные
  • контролировать длительность запоминания
  • перемещать запомненные данные

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации
  • колоссальную экономию времени при запоминании
  • возможность быстрого обучения
  • мощное развитие мышления и внимания
  • эффективную гимнастику для мозга

Суть методики для запоминания стихов

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Читайте также:  Витамины для нормализации менструального цикла

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышлении;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

ü Берем заданное на изучение стихотворение.

ü Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

ü Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

ü После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

ü Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для примера, рассмотрим стихотворения Т.Бокова

Осень скверы украшает

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Читайте также:  Урчание в животе, причины и лечение почему бурлит после еды

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «осень скверы украшает разноцветною листвой», ребенок нарисует листья.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

Аналогичные действия с другими блоками.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества.

Серия А № 0000748-0000749 № кв. 62502652822608 дата отправки 09.10.2012

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Мнемотехника для запоминания стихов

В современных условиях у детей, в особенности, дошкольников, выявляется все больше речевых нарушений, которые заметно ограничивают их общение со сверстниками и взрослыми: бедный словарный запас, недостаточное понимание значения и смысла слов, преобладание в активном словаре детей глаголов и существительных и малое использование слов, характеризующих признаки, качества и состояния предметов. Необходимо учить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, грамотно рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. При этом процесс такого обучения должен быть развивающим, занимательным и интересным для них. И в такой работе одним из ведущих направлений развития речи детей дошкольного возраста является заучивание стихотворений.

Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является средний – 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память ребенка. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество – что запомнит, то запомнит, то после четырех лет можно целенаправленно учить дошкольника запоминанию стихотворений наизусть. Причем учить нужно как можно больше – это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя «событий», в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного участия в событиях. В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. В классических стихотворениях, рекомендованных для чтения детям, встречается огромное количество устаревших, редких слов, необычных для разговорной речи морфологических форм и синтаксических конструкций. В конечном итоге, при чтении таких стихотворений, дошкольники «слышат» знакомые слова на месте устаревших и редких слов и при воспроизведении стиха неизвестное ранее и непонятное слово могут заменить своим собственным, новым. Например, «Затянулась Буратиной (бурой тиной) гладь старинного пруда» в песенке черепахи Тортиллы. [4]

У дошкольников определенную трудность в освоении и восприятии художественного текста вызывает нарушение обычного порядка слов, даже при условии того, что ребенку известны их значения. Детьми неправильно понимается смысл высказываний, в которых определение следует за определяемым словом, нарушается порядок «субъект – действие – объект» и т.д.

Читайте также:  Панкреатит мкб 10 коды болезней

Еще одним важнейшим компонентом в работе по заучиванию стихотворений с детьми пятого года жизни, кроме знаний особенностей восприятия и отбора произведений, является использование определенных методов и приёмов, способствующих лучшему запоминанию и четкому воспроизведению заученного материала дошкольниками.

Перед заучиванием стихотворения наизусть перед педагогом стоят следующие задачи:

Добиться хорошего запоминания стихов – развивать у детей способность к длительному удержанию произведения в памяти.

Учить детей выразительно читать стихотворения.

Обе выделенные задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него.

Согласно методу иллюстраций, содержание одной, двух или четырех строк стихотворения обозначается определенной картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Так через зрительные опоры — картинки для детей материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

В последнее время большую популярность в методике развития речи получила мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Методика обучения дошкольников заучиванию стихотворений на основе мнемотехники дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании, в т.ч. и содержание поэтических произведений.

Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица. Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа или стихотворения. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей, используются при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных текстов, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8-10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2-3 припомнить в дальнейшем. С помощью мнемотаблиц-схем возможна материализация содержания стихотворения для детей. Поэтому использование в работе по заучиванию стихотворных произведений мнемосхем значительно помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нем порядок событий, поддерживая опосредованную память ребенка: существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

Еще одним интересным методом заучивания стихотворений с дошкольниками среднего возраста является «рассказывание» стихов руками.

Рассказывать стихи можно не только руками, но и всем телом в процессе движений. Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. [2]

Использование такого метода на занятиях по развитию речи в процессе совместной деятельности дошкольников со взрослыми и сверстниками снимают у детей зажатость, неуверенность, часто связанные с речевым или другим дефектом и личностными комплексами.

Педагог может показывать готовые движения или придумывать их вместе с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней. [2]

Посредством заучивания стихотворений наизусть у детей развивается память, речь, воспитывается любовь к художественному слову, обогащается восприятие детей лучшими образцами поэзии. Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворению помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.

Ссылка на основную публикацию
Шов у кошки после стерилизации
Кесарево сечение. Забытая нитка Решилась написать, дабы оградить девушек от лишней беготни по разным инстанциям из-за погрешностей хирурга, выполнявшего кесарево...
Шишка на стопе лечение дома
Виды и лечение шишек на стопе Шишка на стопе возникает по разным причинам и представляет собой образования разной плотности. Для...
Шишка на яичке у мужчин фото, причины и лечение мошонки
nickmoshkov Add to friends RSS Журнал Мошкова То, что мешает плохому танцору, — помогает хорошему отцу. Эта старая шутка, имеющая...
Шпаргалка для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы»
Шпаргалка для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы» Автор: Котовская Ольга Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное муниципального образования город Ноябрьск...
Adblock detector