Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками

Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказкотерапия – это направление в психологии, которое можно рассматривать как «лечение сказками». Оно помогает определять и решать внутренние психологические проблемы взрослых и детей. Но, несмотря на свою простоту и мягкость воздействия, в сказкотерапии есть свои особенности и нюансы использования.

Что такое сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения.

Применять такую методику можно не только на детях, но и на взрослых. Все зависит от содержания сказки и ее метафорических ресурсов. Но для дошкольников сказкотерапия имеет наиболее важное значение, потому что все образы героев откладываются в подсознании малыша. Эффективное использование сказок в этом возрасте поможет ребенку избежать многих проблем и найти свое место в обществе.

Цели сказкотерапии

Сказкотерапия помогает ребенку уделить внимание конкретной проблеме, найти пути ее решения в ненавязчивой форме. Каждая сказка имеет свою ситуацию, которая возникает в жизни малыша, а герои обладают теми же качествами, что и он сам. История всегда имеет логическое завершение, которое показывает возможный выход из ситуации.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции предполагает своей целью налаживание связи между сказочными событиями и реальной жизнью, а также приобретение нового эмоционального и поведенческого опыта.

Сказка может не только научить чему-то, но вылечить, снять тревогу и напряжение. Главное, чтобы это происходило в доверительной, а не нравоучительной форме.

Направления сказкотерапии

Существует несколько направлений сказкотерапии:

  • выход из различных жизненных ситуаций через выбор поведения героя сказки, который приводит к различным последствиям;
  • определение и решение проблемы малыша в доступной ему форме;
  • передача жизненного опыта и житейской мудрости через сюжет сказки;
  • развитие мышления, воображения и памяти во время обсуждения произведения и анализа поступков и характеров героев;
  • корректировка поведения посредством соотнесения себя с главным героем, выявления его негативных поступков и черт личности;
  • психопрофилактика возможных проблем.

4 принципа сказкотерапии

При использовании сказкотерапии следует придерживаться ее 4 основных принципов.

Принцип ценности

Сказка должна доносить до ребенка или взрослого основные жизненные ценности, которых следует придерживаться. Беседа после прочтения произведения должна помочь разобраться с такими понятиями, как дружба, любовь, взаимовыручка, сострадание, вера, доброта, гуманное отношение, чувство собственного достоинства.

Принцип жизненной силы

Придерживаться правильных базовых ценностей непросто, если не ощущать собственной внутренней силы. Многим людям сложно решиться на поступки из-за своих проблем, страхов и сомнений. Сказкотерапия помогает преодолеть их и ощутить свою жизненную силу.

Принцип многогранности

Сказки не всегда только положительные, психолог должен помочь ребенку увидеть также и отрицательных героев с их мотивами поведения. Это позволяет понять, что всегда есть две стороны любого поступка, а значит и в плохом обязательно есть положительные моменты.

Принцип двух реальностей

Любой сказочный мир должен быть связан с реальностью, оказывая на нее свое влияние. Специалист должен проработать с ребенком сказочную сторону так, чтобы вплести полученные выводы в реальную жизнь и опыт ребенка.

Функции сказкотерапии

Сказкотерапия – это инструмент воздействия на ребенка, использовать который могут даже родители. Его использование может помочь избавиться от детских фобий, разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», помочь преодолеть трудности в жизни.

К функциям сказкотерапии относится следующее:

  • быстрое налаживание контакта с ребенком;
  • выявление проблем психики, которые скрыты в подсознании;
  • рассмотрение различных вариантов поведения на примере героя сказки;
  • помощь в понимании собственных чувств, эмоций и противоречий в поведении;
  • выяснение информации, которую ребенок намеренно не сообщает.

Виды сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Методики сказкотерапии

Работа со сказками оставляет большой выбор сочетания с другими формами терапии. Это помогает усилить интерес детей, вызвать устойчивое положительное отношение к таким занятиям.

  • Песочная терапия. Взаимодействие с песком не только дает расслабляющий эффект, но и помогает воссоздать свой сказочный «песочный» мир. Такая практика позволяет ребенку полностью погрузиться в сюжет и интуитивно найти выход из сложной ситуации.
  • Рисование. Ребенок создает с помощью карандашей и красок свой собственный мир, который помогает узнать эмоции об услышанном тексте. Также такая методика способствует творческому самовыражению детей. Можно предложить им на листе бумаги продолжить сказку или придумать ее альтернативный конец.
  • Инсценирование. Исполнение роли в сказке дает ребенку возможность приобрести эмоциональный опыт и глубже понять персонажа. Но важно оставить малышу место для импровизации – такая форма терапии позволит увидеть собственные недостатки и проблемы на примере героя сказки.
  • Кукольные спектакли. Иногда самому сыграть роль трудно, и тогда на помощь приходят куклы. Ребенок может присвоить своему персонажу любые качества и понаблюдать со стороны, к чему могут привести разные варианты поведения. Сам процесс изготовления кукол и игра оказывают расслабляющее действие.
  • «Мастер сказок». Это авторская методика сказкотерапии, которая проводится с колодой специальных карт. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева считает, что существует 10 архетипов (дорога, государство, распутье и др.), сочетание которых позволяет создать 50 разных сказочных сюжетов. Ребенок самостоятельно придумывает свою историю по выбранной карте.
Читайте также:  Хирургическое лечение колоректального рака, осложненного острой кишечной непроходимостью Щаева Таз

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки. Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев.

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам. Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию.

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Примеры сказок

Сказкотерапия использует сказки для детей, которые подойдут под возраст и цели ребенка. Еще лучше, если это будет не готовая сказка, а придуманная в процессе терапии.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста следует выбирать произведения, в которых есть четкая сюжетная линия:

  • бытовые («Каша из топора», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.);
  • волшебные («Кот в сапогах», «Морозко», «Хрустальная гора» и др.);
  • поучительные («Федины игрушки», «Золотая рыбка», «Федорино горе», «Мужик и медведь» и др.);
  • героические («Сивка-бурка», «Илья Муромец» и др.).

Важные моменты, на которые следует обратить внимание при подборе или придумывании сказки:

  1. Ребенка должны интересовать герои, лучше всего подойдут ровесники или животные.
  2. Персонажи должны быть с ярко выраженными положительными или отрицательными качествами – только так малыш сможет проанализировать их характер и поступки.
  3. Тема сказки должна быть актуальной. Ее нужно подбирать под настоящий момент, чтобы вовремя решить проблемы детей (страхи, застенчивость, агрессия и др.).
  4. Произведение обязательно должно заканчиваться развязкой, чтобы ребенок знал конкретно, как нужно или не нужно поступать.

Структура занятия

Занятие по сказкотерапии обычно в следующей последовательности:

  1. Погружение в занятие. Это может быть любой ритуал, который поможет поймать необходимое настроение (прослушивание музыки, рассматривание картинки и др.).
  2. Чтение текста. Лучше, если текст будет читать взрослый человек, но допустимо и прослушивание аудиозаписи диктора.
  3. Беседа об услышанном. На этом этапе с ребенком обсуждаются поступки героев, их связь с происходящими событиями, а также чувства и эмоции, которые вызвала сказка.
  4. Арт-терапевтические методики. Отражение героев и сказочного мира в любимом виде деятельности (рисование, игра в песке, инсценирование и др.).
  5. Выход из сказки. Еще один ритуал, который символизирует возвращение в реальность.
  6. Итоги занятия. Беседа о том, что ребенок усвоил с занятия и как это пригодится ему в жизни.

Допустимо, если не все элементы структуры занятия будут использованы, некоторые из них можно пропускать или менять местами.

Какие проблемы можно решить сказкотерапией

Сказкотерапия – один из лучших методов мягкого воздействия на ребенка, который имеет проблемы с развитием и воспитанием. К самым частым из них относятся:

  • капризность, привередливость, отказ от еды, сна, водных процедур;
  • неаккуратность, неряшливость, отказ от поддержания чистоты и порядка в своих вещах;
  • агрессивность, плохое отношение к другим детям;
  • застенчивость, неуверенность в себе, робость.

Мои советы родителям

  1. Лучше, чтобы взрослый рассказывал сказку, а не читал. Тогда будет возможность проследить за реакциями ребенка.
  2. Малыш должен иметь возможность сам выбрать сказку для прочтения. Если какая-то интересует его больше остальных, то он находит в ней для себя что-то важное.
  3. Не используйте нравоучительный тон при обсуждении сказки, ребенок сам должен взять для себя доступный ему смысл.
  4. В волшебные сказки нежелательно вносить изменения, связанные с современной реальностью. Это может усложнить погружение в волшебный мир.
  5. Позвольте ребенку фантазировать и делайте это вместе. Получившаяся сказка может многое рассказать о его внутреннем мире.

Заключение

Сказкотерапия – это мягкий и эффективный способ воздействия на малыша, который помогает решать самые серьезные проблемы. Но важно тщательно делать выбор материала, который подойдет к внутреннему состоянию и поведению ребенка. Несмотря на свою простоту, метод сказкотерапии имеет высокую эффективность, потому что построен на материале, близком даже младшему дошкольнику.

22 вопрос. Основные типы сказок, используемых в сказкотерапии.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой):

5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Читайте также:  Инсульт у собаки симптомы, лечение — журнал Рутвет

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Читайте также:  Спектрацеф - инструкция по применению, описание, отзывы пациентов и врачей, аналоги

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Ссылка на основную публикацию
Сифилитическая ангина фото, симптомы и методы лечения
Эритематозная ангина ПАТОГНОМОНИЧНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВТОРИЧНОГО СИФИЛИСА НА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКЕ РТА И ГУБ: КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ Вторичные сифилиды на слизистой оболочке рта...
Система кровообращения, Значение кровообращения, Общая схема кровообращения — Кровь и ее значение
Значение системы кровообращения. Общая схема кровообращения. Кровообращение — это движение крови по сосудам, обеспечивающее обмен веществ между всеми тканями организма...
Система маммографическая рентгеновская цифровая РенМедПром ОМИКРОН — купить по выгодной цене I NAVAM
Маммографическая система AD Передовая система визуализации для маммографии, позволяющая получать снимки с очень высокой контрастностью, максимальной плотностью и резкостью и...
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольниками
Сказкотерапия как метод психологической коррекции Сказкотерапия – это направление в психологии, которое можно рассматривать как «лечение сказками». Оно помогает определять...
Adblock detector