Социальный статус человека в обществе

Обществознание

Обложка урока взята с источника .

План урока:

Общество возлагает разные ожидания на учителей, врачей, родителей и детей, политологов и экономистов, девушек и юношей. Все эти перечисленные позиции представляют собой многообразные социальные статусы.


( Источник )

Место человека в обществе

Социум состоит из многочисленных групп людей, общественных организаций, отдельных личностей, связанных между собой отношениями. Эти взаимоотношения регулируются социальными нормами — правилами поведения, принятыми в обществе. Но эти правила не для всех одинаковые, то, что можно одним людям — другим запрещено.

Полицейский может носить при себе оружие, применять силу по отношению к нарушителям общественного порядка, но это вовсе не значит, что такие права есть у всех остальных членов общества. Разобраться в многообразных правах и обязанностях людям помогают социальные статусы и социальные роли. Они зависят от возраста, финансового и семейного положения личности, уровня образования, профессии. Социальные статусы и роли меняются по мере взросления человека, его карьерного роста, получения им доступа к власти.


( Источник )

Социальным статусом называется положение, занимаемое личностью в обществе. Это положение накладывает на индивида ряд обязанностей, прав, привилегий.

  • Александра Ивановна является продавцом, это один из ее социальных статусов. Он накладывает на женщину определенные обязанности: находиться в магазине с 8 утра до 6 вечера, продавать людям различные товары, консультировать покупателей о качестве или иных характеристиках продукции. Наряду с обязанностями у Александры Ивановны есть права: получать заработную плату, брать раз в году оплачиваемый отпуск, выходить на больничный в случае проблем со здоровьем.
  • Саша Иванов – ребенок семи лет, эта характеристика является социальным статусом человека. Саша имеет права: на заботу родителей, их любовь, предоставление ему одежды, еды, игрушек, книжек и всего, в чем Саша нуждается. Но вместе с правами у Саши есть некоторые обязанности: слушаться родителей, учиться в школе.
  • Владимир Алексеевич является дедушкой — это один из его социальных статусов личности. Владимир Алексеевич имеет право видеться с внуками, покупать им подарки, делиться с ними своим жизненным опытом. В его обязанности входит забота о внуках, когда рядом с ними нет родителей.

У одного и того же индивида может быть несколько десятков социальных статусов, которые налагают на него некоторые права и обязанности. Для каждого социального статуса принята своя манера поведения, которая называется социальной ролью. Даже по одежде, в которую одет индивид, можно понять о его социальной роли, ожидать от него определенного поведения в обществе. Видя военную форму, докторский халат, строгий деловой костюм можно догадаться о социальном статусе данной личности.

Это интересно! В недавнем прошлом, еще около 200 лет назад по женской одежде можно было понять: замужем женщина или нет, какой доход у ее семьи, из какого она социального класса, откуда родом. Время изменилось и сегодня правила ношения одежды уже не такие строгие, но внешний вид человека до сих пор может рассказать о нескольких социальных ролях личности.

Предписанный и достигаемый социальный статус

Существует несколько видов социальных статусов:

  • Предписанный;
  • Обретенный;
  • Достигаемый.

Предписанный статус человек получает от рождения, он не может его выбрать самостоятельно. С появлением на свет ребенок приобретает национальность, расу, пол, возраст. В некоторых случаях по рождению к человеку могут перейти определенные титулы, звания. Но иногда предписанный социальный статус может видоизменяться.


( Источник )

Пример. Алина Сидорова является русской по национальности, это ее врожденный статус. Но в 2 года Алина уехала с родителями в Америку, там со временем она вместе со всей семьей получили американское гражданство. Алина всю жизнь прожила в США и забыла русский язык, не знала о русских обычаях и традициях, в этом случае ее предписанный социальный статус изменился.

Обретенным статусом называют статус, изменившийся под влиянием жизненных обстоятельств, полученный при определенных условиях.

Пример. Надежда Петровна — Димина мама. Когда Диме исполнилось 30 лет, он женился на Светлане. Из-за этих жизненных обстоятельств Надежда Петровна помимо своей воли обрела новый социальный статус — свекровь.

Достигаемый социальный статус индивид получает, благодаря собственным усилиям. Человек ставит перед собой цель, в зависимости от желаний, и достигает ее. Собственными усилиями можно повысить свое материальное положение, получить высшее образование, освоить новую профессию, обрести в обществе власть. Но приобретенный социальный статус не всегда полностью зависит от желания или нежелания личности, определенную роль играет удача и врожденные возможности, способности индивида.

Примеры достигнутых социальных статусов: студент, профессор, президент, родитель, генерал, священник.

Многообразие социальных ролей

Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:

  • Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
  • Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
  • Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
  • Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
  • Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.


( Источник )

В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.

Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.

Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.


( Источник )

Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета. При этом социальные роли учителя меняются, когда он приходит с работы домой, в свою семью. Там он муж, отец и от него ожидают несколько другого стиля одежды и манеры поведения. Следовательно, социальные статусы определяют социальные роли.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

  • Младенчество;
  • Дошкольный возраст;
  • Младший школьный возраст;
  • Подростковый возраст;
  • Юношество;
  • Зрелость;
  • Средний возраст;
  • Пожилой возраст;
  • Старость.


( Источник )

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Читайте также:  Направление для исследования крови на резус-принадлежность и резус-антитела и результат исследования

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

  • Сын/дочь;
  • Лидер/изгой;
  • Брат/сестра;
  • Домохозяйка/хозяин;
  • Ученик/ученица;
  • Спортсмен/спортсменка;
  • Друг/подруга;
  • Читатель/писатель;
  • Видеоблоггер;
  • Отличник/хорошист/троечник;
  • Юноша/девушка;
  • Призывник (для военкомата);
  • Художник;
  • Музыкант;
  • Танцор.

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала. Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Причины разрыва между поколениями

Молодые люди, подростки часто обижаются на старшее поколение за множество запретов и ограничений, вводимых по отношению к ним. Психологи называют это разрывом связей между поколениями. Но когда родители запрещают подросткам смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, употреблять алкогольные напитки, задерживаться в компании друзей – они просто исполняют свои социальные роли. Родители проявляют строгость не из-за жесткого характера или отсутствия любви по отношению к своим детям, а из-за долга по отношению к ним.


( Источник )

Подростки мечтают быстрее вырасти, дают себе обещание никогда не поступать таким же образом по отношению к своим будущим детям, мечтают, что когда станут взрослыми, будут разрешать своим детям все, что угодно. Но повзрослев, подростки меняют свой взгляд на мир и став родителями так же проявляют некоторую строгость по отношению к своим детям. Проблема разрыва связи между поколениями приводит к отсутствию взаимопонимания между старшими и младшими, чтобы это исправить нужно, чтобы каждый постарался поставить себя на место другого.

Понятие и виды социальных статусов

Человек, являясь частью общества, неизбежно покрывается стойким налётом из социальных статусов, которые определяют его обязанности и привилегии. От некоторых из них можно избавиться, сменив на более подходящие, другие же будут преследовать своего обладателя до самой смерти. Например, родившись мальчиком, ребёнок не может как-то изменить этот факт, всю жизнь оставаясь особью мужского пола. Каждый человек имеет целый ворох социальных статусов, которые относятся к разным группам и могут разниться в зависимости от ситуации. Роль этих «ярлыков» является основополагающей в современном обществе.

Социальный статус. Понятие. Виды

Естественно, присвоение ярлыков происходит по-разному. Поэтому и социальные статусы делятся на предписанные и достигаемые. Предписанный статус человек получает с рождением, не имея почти никакой возможности изменить его в течение жизни. Индивид не прилагает никаких усилий для того, чтобы получить такой социальный статус. Примеры: пол, раса, дворянский титул, возраст и т. д. С раннего детства человека учат соответствовать предписанному статусу: «мужчина не должен плакать», «девочка должна быть красивой» и прочие стереотипы поведения призваны вырастить гармоничного члена общества.

Статус личности является результатом усилий, направленных на его получение. Зачастую любой вид социальных статусов отражает заслуги человека в определённой области. Например: мастер спорта, кандидат наук, профессор, муж, алкоголик, балерина и т. д. Зачастую именно один из достигаемых статусов является основополагающим в жизни человека, наиболее полно отражает его стремления и таланты.

Групповой социальный статус

Свой статус в обществе имеют не только отдельно взятые люди, но и целые группы людей. Касты, сословия, всевозможные объединения и профессии отнюдь не равны между собой — каждая из них занимает свою уникальную нишу в иерархии. Как бы ни кричали о равноправии современные деятели культуры и политики — это лишь сладкая ложь, призванная скрыть суровую действительность. Ведь никто не будет спорить, что социальный статус шахтёров неизмеримо ниже, чем у политиков или бизнесменов.

Как только человек становится членом какой-либо группы, он тут же получает массу прав и обязанностей, свойственных ей. Например, поступая на службу в полицию, сотрудник получает ряд привилегий, не доступных простым гражданам, но такой статус обязывает действовать, если он видит правонарушение, даже если он не на службе. К этому его обязывает статус социальной группы. Многие группы находятся на одной ступени в иерархической лестнице, некоторые же недостижимо высоки для простых смертных. При этом польза, которую представители профессии или объединения приносят обществу, никак не влияет на ранг в нём.

Индивидуальный социальный статус

Не только группы и объединения людей имеют свой ранг и вес. Внутри каждой из них есть своя ранговая система, которая определяет взаимоотношения между людьми. Школьный опыт учит нас, что в каждом классе есть свой хулиган, свой ботаник, отличник, шутник, лидер — всё это социальный статус индивида. Однако каждый из учеников имеет больше чем один статус. Приходя в школу, дети являются в первую очередь учениками, но дома каждый из них также становится сыном, сестрой, племянником и т. д. В течение жизни каждый примеряет на себя огромное количество ролей, социальный статус личности постоянно изменяется в зависимости от коллектива, в котором человек оказался, и его личных качеств.

В разных кругах один и тот же индивид может занимать неодинаковое положение. Строгий и властный начальник, держащий в железном кулаке своих подчинённых, может быть под каблуком у строгой жены. Бывает и наоборот, когда слабый и нерешительный человек, не способный постоять за себя в коллективе, превращается в безжалостного тирана, едва переступит порог своего дома. Если статусы человека в разных группах существенно разнятся, то возникает внутреннее противоречие, которое нередко становится причиной конфликтов.

Ролевой конфликт

В тех случаях, когда человек занимает высокий ранг в одной группе, а в другой находится в самом низу иерархической лестницы, конфликт неизбежен. Он может быть внутренним, когда индивид молча переживает дискомфорт, а может перерасти в столкновение с коллегами. Примеры ролевых конфликтов встречаются повсеместно, например, когда пожилой человек является мальчиком на побегушках у молодого начальника. Или же когда этот начальник отдыхает с друзьями, которые относятся к нему с некоторым пренебрежением, совсем не так, как его подчинённые.

Если социальный статус человека высок, то он будет всеми силами стараться его сохранить. Естественно, всегда найдутся люди, не довольные своим рангом, желающие подняться выше, обрести больший вес в обществе. Это порождает конкуренцию внутри группы, которая позволяет выбраться наверх самым приспособленным и сильным членам общества.

Разрешение внутренних конфликтов

Нередко противоречия между ролями приводят к внутреннему противостоянию, которое отнимает массу времени и сил. Например, во время стихийного бедствия спасатель в первую очередь пойдёт спасать собственную семью, повинуясь роли родителя и супруга. И лишь после того как он убедится, что его родные в безопасности, настанет время выполнения служебных обязанностей.

Так же происходит с торговцами, продающими алкоголь или иные наркотики. Как родитель он не хочет, чтобы его ребёнок травился этой гадостью, но как коммерсант этот человек не в силах противостоять сладкому зову прибыли. Виды социальных статусов разнятся по значимости их для обладателя. Главное, выбрать ту роль, которая является основной на данный момент, тем самым на корню уничтожив надвигающиеся внутренние противоречия.

Социальный статус семьи

Не только отдельно взятая личность занимает свой ранг в общественной иерархии, каждая семья также имеет свой статус. Обычно положение ячейки общества зависит от материального благополучия, но так бывает далеко не всегда. Семья военного или чиновника занимает особое положение в обществе, даже если они не обременены богатством. В тех странах, где сохранились дворянские титулы или касты, принадлежность к знатной династии решает очень многое.

В давние времена богатые торговцы нередко заключали браки с представительницами бедного, но титулованного рода, чтобы разделить с ними высокий социальный статус семьи. Такой дальновидный ход открывал для богатого купца многие двери, закрытые для простолюдинов.

Влияние социального статуса на личность

Роли в обществе редко бывают поверхностными. Такими могут быть разве что те виды социальных статусов, которые присваиваются на короткий промежуток времени: прохожий, пациент, покупатель.

Читайте также:  Недомогание и боли во время менструации только обезболивать или лечить

В основном же принадлежность к определённой роли накладывает глубокий отпечаток на всю жизнь человека. Особенное влияние оказывает тот статус, которому субъект придаёт наибольшее значение. Например, профессор, музыкант, спортсмен, серийный убийца и т. д. Приняв на себя серьёзную роль, человек постепенно начинает изменяться, приобретая черты характера и навыки, необходимые для её выполнения.

Врач, если он долгое время проработал в этой сфере, оценивает людей совсем не так, как полицейский. Хирург будет оценивать человека по своим параметрам, сформированным его профессиональной деятельностью. Так же и следователь, проработав годы среди закоренелых преступников, никогда уже не станет прежним.

Ожидания окружающих

Принимая на себя определённую роль, мы в некотором роде становимся её заложниками. С тех пор как социальный статус личности закреплён, окружающие знают, чего ждать от этого человека. Стереотип прицепится, как клещ, не позволяя сделать ни шага в сторону. Ведь как только ваше поведение выйдет за рамки ожидаемого, начнётся давление, призванное вернуть заблудшую овцу в стадо. Отличный инструмент удержания людей в нужном русле — система поощрений и наказаний.

К сожалению, некоторые виды социальных статусов неизбежны. Нет возможности избавиться от статуса ребёнка, старика, мужчины или женщины. С самого детства девочек учат убирать, готовить, вести хозяйство, следить за собой, прививают идею о том, что состояться как личность она может, лишь удачно выйдя замуж. Если же юная особа мечтает стать звездой бокса или автогонок, то тут же столкнётся с непониманием или насмешками, мало кто воспримет всерьёз её мечту. Так же дела обстоят и с возрастом. Никто не воспримет всерьёз попытки ребёнка заняться бизнесом, а старик, пытающийся познакомиться с молодой девушкой, вызовет неодобрение окружающих.

Значение социального статуса

Нынче очень модно говорить о том, как все вокруг равны, что все имеют одинаковые права и обязанности. Конечно, это не соответствует действительности. До сих пор определяющим в жизни каждого члена общества является социальный статус. Примеры этого встречаются повсеместно.

Поэтому все виды социальных статусов — как групповые, так и личные — актуальны сегодня так же, как и тысячу лет назад. Однако не стоит забывать, что ярлыки на вас вешает общество, поэтому они имеют силу лишь там, где есть люди. Соответствие социальному статусу — лишь одна из причуд современного мира, а не монументальный закон мироздания. Можно только играть свою роль, не вживаясь в неё. С самого детства нас учат, что достижение престижа и высокого статуса в обществе — вещь первостепенной важности. Но совсем не обязательно принимать такие правила игры. Человек, занимающий низкое положение в обществе, отправится в тюрьму за пустяковую кражу, в то время как банкир может обворовать миллионы людей, отделавшись лишь формальным предупреждением.

Социальные статусы и социальные роли

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Читайте также:  Инфекционные болезни СПб ГБУЗ; Городская поликлиника № 74

Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации) и
  • исполнения этой роли (игры).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого.

Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
  • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
  • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
  • обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
  • устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
  • совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
  • социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Ссылка на основную публикацию
Сосудистые заболевания, читать, скачать Азбука здоровья
Болезни сердца Введение Болезни сердца — это общий термин, используемый для обозначения самых разных сердечных заболеваний, которые могут повлиять на...
Сонник ходить в носках, к чему снится ходить в носках во сне
Почему ребенок ходит на носочках (цыпочках): причины, лечение Заметили, что ваш ребенок ходит на цыпочках, а теперь волнуетесь из-за этого?!...
Сонное апноэ как обнаружить и что с ним делать
Диагностика апноэ сна. А у вас есть эти симптомы? Можно ли самостоятельно проверить себя на наличие синдрома обструктивного апноэ сна?...
Сосудистый центр; ГБУЗ МО ДЦГБ
ХИРУРГ НОГИНСК ПЛАТНО Ногинск. врачей и 4 клиник — запишитесь на прием к врачу в Ногинске сейчас. Хирурги в Ногинске....
Adblock detector